24 апреля в Кирове по инициативе биофармацевтической компании «Нанолек» прошла встреча журналистов кировских СМИ с экспертами по вопросам вакцинопрофилактики, приуроченная к старту Всемирной недели иммунизации. Специалисты приводили аргументированные доводы в пользу иммунизации детей и взрослых, основываясь на данных доказательной медицины и собственном многолетнем опыте в данной области. Благодаря массовой иммунизации удалось спасти жизни и здоровье миллионов людей, и сдерживать распространение многих инфекционных заболеваний. Однако уровень информированности общества о важности профилактики инфекционных болезней остается недостаточным, что приводит к частым отказам от вакцинации. По мнению экспертов, ситуация с массовыми отказами населения от вакцинации может привести к масштабным эпидемическим вспышкам инфекционных болезней во всем мире. По данным ВОЗ, на сегодняшний день 18,7 миллиона детей грудного возраста – почти каждый пятый ребенок в мире – все еще не проходят регулярную иммунизацию против предотвратимых болезней. Ирина Фельдблюм, заслуженный врач России, д.м.н., профессор, заведующая кафедрой эпидемиологии ПГМА имени академика Е.А. Вагнера отметила, что доказав свою эффективность, вакцинация теперь работает против себя – мы не чувствуем, что опасность распространения инфекций существует, потому что пока они в той или иной степени сдерживаются действием вакцинации. К сожалению, ситуация с массовыми отказами населения от вакцинации может привести к масштабным эпидемическим вспышкам инфекционных болезней во всем мире. В России зафиксировано более 50 веб-сайтов, поддерживающих антипрививочное течение. - Не зря говорят, что СМИ – четвертая власть. Поэтому в наших силах объединить усилия и перевести обыденное и некомпетентное мнение людей в мнение, основанное на достоверных медицинских фактах. Ведь основная задача не заставить человека верить публикациям и новостям о важности имуннопрофилактики, а сделать так, чтоб он сам увидел в этом необходимость. Тогда мы перечеркнем все мифы и скажем вакцинации – Да!», - отметила Ирина Фельдблюм Врач-педиатр с 30-ти летним стажем Елена Калинина, в свою очередь, поделилась данными по складывающейся ситуации с вакцинацией в Кировской области: - Хочу привести динамически положительные данные. За 2016 год порядка 100 человек привились от гриппа в нашей клинике, в результате - ни один из пациентов не переболел данным заболеванием. Такая статистика является самым лучшим доказательством тому, что вакцинопрофилактика действительно может предотвратить многие болезни как у взрослых, так и у детей. Ещё одним показателем заинтересованности, по словам Елены, стало систематическое проявление интереса к прививкам самих родителей, которые стараются идти «в ногу со временем» и следовать Национальному календарю профилактических прививок. Национальный календарь профилактических прививок (НКПП) — один из самых действенных инструментов иммунопрофилактики — в России существует уже более полувека. Актуальная его версия утверждена в 2014 году и туда входят прививки от 12 инфекций (вирусный гепатит Б, туберкулез, пневмококковая инфекция, дифтерия, коклюш, столбняк, гемофильная инфекция, полиомиелит, корь, краснуха, паротит, грипп). В то же время, во многих странах Европы и Америки календари существенно шире (США – 16 инфекций, Германия – 13). НКПП совершенствуется в направлении увеличения перечня заболеваний, требующих вакцинопрофилактики, снижения инъекционных нагрузок, повышения эффективности. НКПП финансируется из федерального бюджета, средства которого ограничены. Расширение календаря сдерживается высокой стоимостью высокотехнологичных вакцин и отсутствием эквивалентных отечественного производства. По мнению ведущих экспертов, Национальный календарь профилактических прививок (НКПП) можно и нужно подготовить для включения туда других инфекций и один из способов, как это сделать эффективно – это реализовать переход с моновакцин к комбинированным вакцинам. Вопреки распространенному мнению, вакцинация сразу от нескольких инфекций не увеличивает нагрузку и оказывает негативного влияния на иммунную систему ребенка. Многокомпонентные вакцины упрощают процесс и схему вакцинации и, как следствие, улучшают своевременность и полноту охвата прививками детей первых двух лет жизни. Кроме того, благодаря их применению, снижается и количество инъекций и число визитов к врачу. В продолжение разговора о вакцинах, директор по трансферу и локализации НАНОЛЕК, Олег Стронин и, директор по качеству НАНОЛЕК, Светлана Шабалова рассказали о том, как производятся вакцины на заводе в Кировской области и почему российские не хуже импортных. Основное внимание выступающие обратили на то, что завод оснащен современным оборудованием, часть из которого представлена в России впервые. Завод построен в соответствие с российскими и международными стандартами. В рамках совместных проектов с зарубежными партнерами компании объединяют усилия, обмениваясь опытом, используя аналогичные технологии производства и методики контроля качества. - Во главе всегда будет стоять здоровье людей во всем мире! И совсем не важно, где будут изготовлять вакцины: во Франции или у нас в Кирове. Производитель всегда отвечает за качество своей продукции на 100%, ведь на каждом этапе идет выборочный контроль, как со стороны самой компании, так и иных контролирующих органов, – отметила Светлана Шабалова. В завершении прошла дискуссия в формате "журналисты журналистам" о том, как писать о вакцинации с научной точки зрения поделились медицинский журналист Марианна Мирзоян и редактор интернет-издания «Медуза» Дарья Саркисян. По их мнению, журналисту лучше избегать патерналистского подхода и с пониманием относиться к людям, которые выступают против прививок, не провоцировать конфликт, не осуждать, но последовательно придерживаться принципов доказательной медицины. Девушки уверены, чтобы затрагивать эту тему не обязательно иметь информационный повод. Намного важнее понимать суть, то о чем ты пишешь, тогда идея появится сама собой: это может быть справочный материал о важности прививок в разном возрасте или «напоминалка» о приближающемся сезоне клещевой активности и основных мерах профилактики; в период отпусков можно выпустить памятку с советами о необходимых прививках для посещения зарубежных стран, использовать в публикациях инфографику и т.д. Всегда проверять слова экспертов, искать информацию в достоверных источниках. - Мы должны подавать материал в доступной форме, ведь наша аудитория не специалисты, а обычные люди. Кроме того, с информацией нужно уметь обращаться: не стоит всегда запугивать шокирующей статистикой или страшными диагнозами, нужно приводить весомые аргументы в пользу вакцинопрофилактики. Любая новость должна иметь доказательный характер, таким образом, мы сможем бороться с негативными стереотипами, которые существуют в сознании общества.